Итак, как я уже писал, с 15 по 26 апреля я проходил курс медитации Випассана в одном из тайских центров С. Н. Гоенки, в провинции Питсанулок. На хоть какой-нибудь курс медитации я захотел ещё в сентябре, когда, после переезда в Чианг Май впервые увидал рекламные проспекты курсов. В них предлагалось на 3-5 дней заняться медитацией в одном их местных монастырей. Хотелось испытать необычный экспириенс, отключиться от потока информации на несколько дней, попробовать — каково это, интенсивная медитация.
Через какое-то время речь об именно Випассане зашла на нашем уютненьком самизнаетекаком форуме — кто-то кинул вскользь слово, и оказалось, что два вебмастера прошли курс, а многие другие слышали-хотят пройти. Я, как всегда, оказался вне трендов, и узнал всё самым последним.
Ознакомившись с отчётами, захотел именно на Випассану, но все центры медитации Гоенки в Тайланде находятся в средней полосе, до ближайшего надо было пилить ой как долго. Естественно, моё мягкое ещё тогда тельце ИТ-слизня такого позволить не могло, и я, сидя дома, продолжал хотеть, хотеть, хотеть.
Чуть позже, в фейсбук-профайле одного из партнёров по игре в фрисби я обнаружил интересы «медитация» и «випассана», а благо это взрослый дядя (но весёлый и добрый) — я спросил совета у него, идти ли мне в местные храмы-монастыри на 3-5 дней, или ехать через полстраны на десять дней. «Я рекомендую центры С. Н. Гоенки, у них хорошо разработанный курс, они следуют всем правилам», — ответил он.
И действительно: до этого мы прочитали топик на русском буддистском форуме с отчётами о некоторых курсах в тайских храмах. Это логично: по-дефолту тайцы не любители строгого соблюдения каких-то правил. Так что на таких курсах вы можете и выйти с территории храма, и зайти поесть. Вас будут беспокоить посетители храма, туристы, галдящие тайские школьники, учащиеся на территории храма. Для практикующего со стажем это, может, и не помеха, а вот для новичка…
Путь сомнений
И всё-таки, после того, как в моей жизни произошёл ряд открытий и перемен, я решился, и в начале апреля подал заявку на портале-представительстве всех центров Гоенки. Хотя я очень и очень сомневался: 10 дней, целых 10 дней! Даже когда пришло подтверждение: «место есть, приезжайте, только последний раз подтвердите — вы точно готовы?», я сомневался. Более того — весь путь был наполнен духом сомнения. Автобус в Питсанулок бронировать нельзя, нужно приходить перед отъездом — вот и шанс не поехать! Или: на автобусной станции в Питсанулоке надо было пересесть на автобус до небольшого села Сабпрайван, я вскочил в него через 5 минут после приезда и сильно сомневался — туда ли я вообще еду! Приехал — оказалось, что из-за какой-то ошибки (скорее всего, из-за моего невнятного ответа) мою заявку не зарегистрировали. Усталый, после 8 часов в дороге и двух вёдер холодной воды, которые плеснули на мототаксиста и меня в самом конце пути, я стоял, и думал: «Как же так :(…»
Приятные сюрпризы
Но дальше всё пошло гораздо лучше: я перезаполнил бланк регистрации, сдал всё своё барахлишко, связывающее меня с Вавилоном (мобиллу, айпод, распечатки текстов о курсе, ручки) и пошёл вселяться. Удивительно — но каждый студент живёт в отдельной комнатке с кроватью, стулом, полкой, вентилятором и некоторыми мелочами для быта. Хозяйским глазом осмотрел вентилятор — это самый дорогой мини-вентилятор, что продаётся в местных магазинах.
Дальше — больше: нас позвали поужинать (т. к. все с дороги — это был полноценный ужин). Вообще в проспекте было написано: «мы можем предложить лишь скромную вегетарианскую еду…» На деле это оказалась офигенно вкусная, очень разнообразная вегетарианская еда, в дальнейшем давали вплоть до трёх разных блюд, плюс два вида риса и два вида лапши, плюс тайские десерты, иногда — свежий сок или травяной чай, ну и — отдельный стол с тостами-джемом-маргарином-сгущёнкой-печеньками-чаями-какао-майло-овальтином-кофе-соевым молоком.
Сделано с любовью
Ну и наконец, с первых минут меня удивило, как построен сам центр. Обычно тайцы строят хорошо, но о мелочах не парятся. Везде, например, торчат откровенно голубые пластиковые трубы. Или на некоторых материалах откровенно экономят: то пластик вместо железа-дерева заюзают, то досочки хлипкие, то степлером скрепляют всё, что только можно. Тут было всё ровно наоборот: качественные материалы, всё, вплоть до тёмных углов, сделанно с любовью. Дизайн везде продуман для успешного прохождения курсов: студенты не должны мешать друг другу практиковать. Поэтому очень много туалетов с душами, рукомойников, раковин для мытья посуды. Места для еды и медитации пронумерованы и распределены между студентами. Везде отличное оборудование и аксессуары: качественные дорогие маты с подушками для медитации, куча дополнительных подушек, которые можно подложить под колени или на которые можно сесть так, чтобы компенсировать неудобное положение. Медитационный зал проветривается вентиляторами и мобильными кондиционерами. Лекции показывают по телевизору на DVD-плеере, крутят на mp3-бумбоксах или индивидуальных mp3-плеерах. Горячая вода нагревается специальными солнечными установками. Возможно, всё сделано хорошо из-за того, что часть работы делалась руками добровольцев, так ли это в данном случае — я не знаю, но что такое в центрах Гоенки практикуется — это точно. Например, так построена Global Pagoda в Индии, вмещающая 8000 медитирующих.
Ограничения
Весь курс, режим и ограничения не напрягали меня совершенно. Даже наоборот: было прикольно молчать, нравилось жить по строгому расписанию, нравилась еда, вредных привычек, кроме постоянного думанья, у меня не было. Вообще реальная жизнь у меня более-менее приближена к той, что была там. Из-за отсутствие айпода, с которым я последний год сплю, сны стали глубокими и более яркими. Одно но: в 4:30 я встал только 4 раза из 10. И даже в эти разы меня неуклонно скручивало, мозг прямо во время медитаций начинал видеть сны. Я просыпал до 6:30, один раз дал себе команду — проснуться в 5:30 и сделал это. Других нарушений режима у меня не было.
Зрение
Первые два дня я, вспомнив советы авторов всех методик улучшения зрения, решил отказаться от очков. Концентрации это помогало. В остальном — не очень. Когда я на третий день одел очки — ощутил сильный прилив энергии и счастья оттого, что мог лицезреть прекрасные картинки природы во всех её деталях.
Боль
Первые 3 дня курса я занимался не столько медитацией, сколько борьбой со своим телом. Дело в том, что поясница у меня практически не растянута, и даже сидеть прямо с вытянутыми вперёд ногами я не могу. В первые же часы сидений я открыл ещё один сюрприз: левая нога болит во всех суставах и в некоторых положениях затекает через секунды. Что удивительно — правой вообще хоть бы хны в любых позах, я о ней не думал весь курс и к концу на мизинце ноги заметил свежую мозоль. Часть проблем я решил подушками, однако частично боль осталась. Так что я часто менял позы, ворочался и т. п. Отчего внимания самой практике я уделял меньше.
Но даже не смотря на боль, неудобства от долгих сидений, желания уехать у меня не возникало. Более того: после часовых сидений, когда я действительно почти не двигался по часу, когда приходилось растаскивать ноги руками и хромать 5 минут — все боли, все последствия проходили бесследно, хромота тут же прекращалась, а оставалось ощущение бодрости, ясности, радости.
Кстати, по ссылке с отчётами на форуме кто-то написал — мол, тело атрофируется в течении 10 дней. Ничего подобного: если вы не мега-йог, то вы будете так напрягаться, чтобы сидеть по часу прямо и неподвижно, что пот будет катить градом, а мышцы прийдут в тонус.
Практика
Рассказывать о самой технике, о всей теории — это чистой воды спойлерство. Советую даже не читать всяческие отчёты бывших студентов курсов, дабы не настраивать себя на повторение их переживаний и на неверное восприятие курса.
Сама программа курса построенна очень классно, во время получения новых инструкций или прослушивания теоретических лекций у меня возникал восторг — «ах, вот оно всё для чего». Так что я считаю, что все вопросы по теории и практике надо оставить на время прохождения курса.
Кстати, из отчётов русских студентов у меня сложилось впечатление, что немецкие и британские помощники учителя, которые помогают проходить курс в России, отвечают односложными заученными ответами: «продолжайте практиковать», «мы здесь не затем, чтобы обсуждать технику» и т. п. Не знаю, то ли уровень тайских помощников учителя был выше, то ли такова особенность Тайланда — но англоговорящий помощник учителя очень подробно и исчерпываще давал ответы на мои вопросы.
Зачем это?
Забыл сказать: я, будучи последовательным, и сам ничего не читал перед курсом. Поэтому в голове моей был полный туман, я ехал только ради того, чтобы попробовать что-то новое и получить необычный опыт. Но то ли карма у меня хорошая, то ли «зерно Дхаммы уже было во мне» (не пугайтесь — это цитата), Випассана и Дхамма оказались способом жизни, которым я всегда старался жить. За тем лишь исключением, что тут вдобавок давался практический инструмент, помогающий на примере личных переживаний телом понять мировые законы и следовать им.
Кроме того, это — учение Будды Гаутамы, однако без религиозных узоров, которыми его наделили религиозные деятели. Это не религия, а Будда Гаутама — обычный человек, который сделал важное открытие.
Удивительно, но во время и после курса большинство людей испытывает желание пригласить на курс своих родителей, родственников, друзей, знакомых. Не оказался исключением и я, на последних медитациях мне даже почему-то захотелось, чтобы курс прошёл Путин. Как оказалось, идея не такая уж бредовая — учитель Гоенки, Саяджи У Ба Кхин, будучи министром финансов Бирмы, успешно боролся с коррупцией и низкой продуктивностью министерства, обучая работников технике Випассаны.
А теперь я хочу пригласить на курсы и вас, подайте заявку и пройдите курс — не медлите! В любом случае, желаю вам всего хорошего!
Сэм, я офигенно рад, что знакомство с буддизмом у тебя состоялось во время практики, это самый правильный путь :)
Випассана и Дхамма оказались способом жизни, которым я всегда старался жить.
Да, мне тоже очень понравилось состояние ума после регулярной практики. :) Очень естественно и сильно.
Пингбэк: Випассана by Thai Suay
medar, оно состоялось у меня 3 года назад, когда мы стали жить в Тайланде, и я совсем не считал себя человеком буддизма. Затем я пытался познакомиться с буддизмом, смотря документальный сериал, который ведут Кевин Костнер и Киану Ривз, там были какие-то скучные мудрствования, я после 3й серии стёр его. Это чудо, что я попал на курс Випассаны и услышал то, что услышал.
Это правда, что тренинги проходят на пожертвования только от тех, кто уже прошел их и им понравилось?
И, самое главное, что всё-таки ты получил на выходе?
Да, правда. И работают там только бывшие студенты-добровольцы.
Я получил упорядочивание взглядов на жизнь (из теоретической части) и практический инструмент воплощения этих взглядов. Что это значит: Гоенка утверждает, что весь набор правил жизни, ценностей не был секретом ни до Будды Гаутамы, ни после него, это даётся всеми нормальными учениями. Однако практический инструмент они не давали. Например, все знают и понимают, что не надо выходить из себя, терять баланс ума. Но как это реализовать на практике? Хорошо, у каких-то людей ум легко обуздывает эмоции. Но доля таких невелика. И даже они из-за задавливания эмоций не избавляются полностью от их негативного влияния.
Вот эта методика и помогает постепенно, практикуя её изо дня в день изменить модель реагирования человека на внешние события.
10 дней — ничто, изменения незначительны на мой взгляд. Правда, говорят, что даже после этих 10 дней изменения всё-таки проявляются в течении недель-месяцев, и сильные, мне пока рано говорить.
Практикую дальше. Стараюсь держать ум в спокойном сбалансированном состоянии.
Добрый день,
спасибо за Ваш рассказ)
Можно я задам Вам несколько вопросов по теме?
1. Я сама хочу пройти данный курс. Я правильно поняла, что Вы были здесь? http://www.dhamma.org/en/schedules/schabha.shtml
2. Каким образом можно туда добраться? Я в Таиланде была один раз на Пхукете, поэтому северную часть не очень себе представляю. Если можно напишите каким образом проще добраться из Бангкока? Судя по карте, расстояние приличное. Поезд? И во сколько денег выйдет передвижение?
3. Если верить расписанию курса на родном тайском преподают, когда стоит особая отметочка об этом. Я правильно понимаю, что без пометок преподавание ведется на английском? И еще вопрос — какой там английский? С тайским (не очень внятным) акцентом?
Спасибо заранее за помощь.
1 — да, но есть ещё 3 штуки в Тайланде. И ближе к БКК.
2 — подавай заявку, после подтверждения прийдёт подробнейшая инструкция со всеми вариантами.
3 — инструкции — на тайском + английском. Вечерние лекции есть ещё на 10 языках, в т. ч. и русском. Если будешь подавать в другие центры — спроси, есть ли русские discourses. В этом точно есть.
Спасибо.
Напиши плз через месяц, полгода — как дела продвигаются:)
Спасибо, хорошая статья.
Я правильно понимаю, что возможно съездить туда с Украины, если послать заявку в этот центр випассаны и поехать в Тайланд туристом?
Есть у кого-то подобный опыт?
У меня такой опыт. Я из России, и у меня турвиза :)
Подай заявку — все детали по проезду из БКК тебе пришлют. Далее едь в БКК и потом по инструкции двигайся до центра. Из БКК у них есть прямой автобус, 900 бат туда и обратно.
хотелось бы услышать продолжение вашего опыта, для меня многое звучит заманчиво, но пока сомневаюсь.
..для справки: в Таиланде отменили курсы по всем центрам до июля из-за свиного гриппа и его мирового блуждания..
Любовь, откуда узнала? Я сразу после твоего коммента залез в их расписание — курсы всё ещё были в расписании. Вот только недавно они его обновили.
подала заявку, подтвердили все.. уже почти забронировала билеты в Таиланд и приходит письмо — к сожалению, курсы аннулируем в связи со свиным гриппом..
В Москве бум на випассану!
1го июля начала открываться регистрация на 3 осенних гоенковских курса — через два дня были забиты не только основные списки, но и листы ожидания (на случай если кто-то из основного списка не сможет приехать). Я снова пролетаю. :)
medar: дак центр сделали бы — и не парили мозг.
Я съездила в Малайзию в Куантан на 10-ный курс! Хороший центр, кому интересно могу рассказать что и как и как добраться)
Lubov очень интересен Ваш опыт, как можно с Вами связаться чтобы узнать подробности?
почта: [email protected]
аська: 157759664
пишите, расскажу)
ПОЧТИ ПРАВДИВАЯ ИСТОРИЯ,
О ТОМ, КАК МОЖНО ПОСЕДЕТЬ НА ВИПАССАНЕ
Сказка ложь, да в ней намек, идиотикам урок.
(возможно, народная мудрость)
Мне нечего вам предложить кроме крови,
тяжелого труда, слез и пота.
Уинстон Черчилль
Про випассану написано много и разно, и напишут еще больше. Ибо, как сказал один из классиков: » Эта вещь пробирает почище, чем виски». Может быть и мои воспоминания покажутся кому-либо поучительными. Особенно они будут полезны всем дзенствующим, медитирующим экстрасенсам всех мастей и оттенков, практикующим психиатрам (из-за обилия клинического материала), прогрессорам 2 и 3 уровней, выпускникам гитлерюгенда и почитателям энциклопедии юных сурков.
Прошу лишь заметить, что чукча не писатель, чукча все больше читатель. И не надо искать совпадений с реальными событиями, местами и людьми, особенно, там, где их нет.
Впервые о випассане прочитал в книге Дам Раза, напечатанной в издательстве «Премудрость». Было смешно читать его откровенные записки, и уж никак не ожидал, что и меня ждут похожие приключения.
Итак, лето 7515 года от сотворения мира. В июне месяце на Таврическом полуострове уже жарко, но еще малолюдно. Понт Аксинский еще холоден, покупаться при такой температуре желающих мало.
Самое время для проведения в поселке Ркацители йога- конференции.
Со всей Ордуси посъезжались к темному морю и светлому солнцу йогины всех мастей и оттенков, различной степени посвящения и просветления.
После выступления выпускника ветеринарного техникума о пользе изучения биохимии и молекулярной биологии для практикующих йогов (надо же, как расширилась программа техникума), мы с Майклом, одним из столпов и действующим брендом Айен-штанговского центра
г. Мосыкэ, решили заесть обильную наукой лекцию славной порцией шашлыка из рыбы и бутылкой красненького Ркацетели. А что? В ашраме Шри Ауробиндо, рыба была разрешена. Да и Ошо — Раджниш открыл в своем ашраме бар «Омар Хайям», где страждущим наливали огненную воду в умеренных, естественно, количествах. Когда вино было выпито, а рыба съедена, сыто щурясь на солнце, Майкл изрек: » А не съездить ли тебе на випассану?»
Сказано-сделано. Не прошло и полгода, как была открыта регистрация на очередной курс випассаны, и мое письмо полетело в оргкомитет.
Майкл в это время проводил семинар по йоге для индусов в предгорьях Гималаев со своей напарницей из Зимбабве Эммой МакРайт (г.Конотоп). На мое прошение о благословении на поездку, ответил письмом с длинным на все строку О-О-М-М-М, мол, таможня дает добро.
Поезд, с бодрым перестуком, из родного Мекленбурга довез до славного города Мосыкэ, электричка прокатила еще на сотню километров севернее, и автобус, весело тарахтя по кочкам и выбоинам местной дороги, сделал остановку в сосновом бору. Еще один рывок на 15 мин ходу, и небольшая группа курсантов остановилась у входа в пионерлагерь» Лосенок».
Лосенок! О, дивная природа, кроны могучих сосен, уходящих в голубое небо. О, чудо общая столовая, осколок стародавних времен с гербами всех пятнадцати улусов на стене. О, супер санузел во дворе, с двумя посадочными местами, который страждущий искатель легко найдет по запаху и ночью, и при сильном ветре, и при любой стадии заложенности носа, даже с обильными слизистыми выделениями.
Почему-то вспоминались времена Очакова и посева кукурузы ( кукуцаполь- имя революционного новояза — кукуруза царица полей ), речевки, построения перед подъемом и спуском флага по утрам и вечерам.
Между тем регистрация на курс шла бойко по наезженной колее. Приехавшие разбирали анкеты, и некоторые, пыхтя, заполняли их аглицкими литерами. Скрипели перья, чесались затылки, слышались вопросы : » Вы кем регистрируетесь?» » Конечно, служащим.»
Все студенты делятся на старых ( уже прошедших один из курсов) и новых, на служащих и медитирующих. Каждому сословию и рангу соответствуют свои вопросы, среди коих попадались и довольно странные. Так, например: «Употреблял ли наркоту иль первача сверх меры? Лечился ли в скорбном доме?». Моего знания интуристовского языка хватило, чтобы поставить известное со школьной скамьи «no».
Все ценные вещи, а также нательные обереги, амулеты от сглаза и порчи, магические кристаллы попросили сдать приятной девушке-служащей с элегантной серьгой в носу.
Каждому участнику был присвоен свой номер, согласно которому шло расселение по жилым блокам по 13 человек в комнате (тьху. тьху, тьху, чтобы не сглазить) и по тем же номерам потом размещались в зале для медитации.
Желающих приобщиться к древнему наследию товарища Будды было человек сто мужчин и столько же женщин. Служащие расставляли кровати почти впритык и даже в коридорах.
Освоившись, разложив вещи, стали знакомиться и расспрашивать старых студентов. В моей комнате им оказался Серго из Ньютауна, отсидевший не одну десятидневку медитации. И мы, четверо новичков, слушали рассказ «бывалого»:
«Видели, бабуля веревку по деревьям натягивает , это она метит территорию , которую может энергетически контролировать. Сильная, говорят, бабуля. Немка. В прошлый раз тоже немец приезжал по фамилии Йорик. Ох, силен, ох, силен. Но и бабуля, говорят, ничего. Главное, как сможешь открыться, так тебе и поможет. Ну, а когда от сиденья ноги начнут болеть, так энергией их лечить или рейки направлять в ноги не смей. Спечешься. А самое интересное начнется дня с восьмого».
Мало чего поняв в рассказах «бывалого», пошел прогуляться по окрестностям. На дворе действительно были развешаны веревки в разных направлениях. Неужели и вправду энергоструктура?
В зал для медитации запустили уже после полуночи, многих пришлось будить. В бывшей столовой пол был устлан старыми матрасами, на которых на расстоянии метр друг от друга лежали посадочные номера кому куда приземляться . Наконец-то все разместились и в зал вприпрыжку вошла бабуля-живчик и объявила: «Меня зовут Флоринда Ри! Мне выпала честь помогать верховному шефу Горенке проводить десятидневный курс випассаны.» И далее зачитала свод правил поведения. Обязательно нужно было ходить в зал на три медитации в сутки (обязаловка), а в остальном можно было медитировать в спальне по желанию, за ограждения ходить нельзя, разговаривать нельзя, к женщинам (а они живут отдельно) нельзя. Ничего, кроме как сидеть и медитировать с четырех утра до девяти вечера, нельзя. За вопросами можно обращаться только к менеджерам-служащим или к ней, помшифа.
Всем присутствующим была предложена концентрация на ощущении в носогубном треугольнике (анапана), чем мы и занимались некое время до отхода ко сну.
Около пяти часов утра нас разбудили и попросили продолжить анапаниться в зал.
Сидеть со скрещенными ногами, да еще и часами — это вам не коту чихнуть, ноги немеют, спина деревенеет, где-то что-то чешется периодически, спать хочется, иногда даже вспоминаешь, что просили сосредоточиться на носу и рядом с ним.
Но ноги… Ноги могут болеть, ноги могут неметь, может неметь одна нога ( чаще которая сверху), могут две ноги, иногда онемение доходит до колена, иногда до бедра, все зависит от того как сильно сконцентрируешься на носу.
Однажды, резко встав, после двухчасового сиденья, чуть не упал, колени не удержали. Тактику поднимания тела пришлось изменить и все делать медленно и аккуратно. Первые несколько шагов напоминали то ли движения из тай-чи, то ли походку робота Вертера из детского фильма.
Вспоминал другана Сергуна. Сей достойный муж в отроческие годы забрел на тренировку к местному хапкидисту. Сначала все было как у приличных людей: похватались за грудки руками, покидались через бедрышко, но затем сильный духом гуру решил устроить часовую медитацию на деревянном, школьном, плохо вымытом полу. Под завывания разных мантр и сутр час пролетел как одна минута, уже можно было и вставать, да ноги не двигались. Находчивый Сергун не сплоховал, упал лицом вперед (сидели на пятках на японский манер) и интенсивными движениями поясницы и того ,что ниже, кое-как восстановил движение в крови и ци в ногах . Более в суровое додзё не хаживал, оставив сие занятие более юным дарованиям. Уже прошло много лет, а историю о хапкидисте и медитации вспоминаем с хохотом и ухмылкой при каждом удобном случае.
Вот такие приблизительно истории , веселящие душу и сердце, крутились в голове в течении примерно трех дней. Надо же было компенсировать как-то боль в ногах, да и ,вообще , хотелось думать о чем-то более радостном.
День на третий решил с утра ( 4.00 ) в зал не идти, остаться в спальной комнате. Сел на подушку. Вдох-выдох. Однако не идет концентрация, пришлось занять более удобное положение лежа. Закрыл глаза полотенцем, ну и лежу, ясное дело медитирую. Не тут-то было. Не успел, как следует вздре… замедитировать, как явился плохо выбритый служащий и тихим шепотом и ласковыми словами, шутками и прибаутками, обильно снабженными словом мать, предложил принять более вертикальное положение, да и еще желательно с ровной спиной. Мои попытки объяснить ему, что лежа медитировать удобней, не увенчались успехом.
После завтрака, а кормили сытно 2 раза в сутки плюс полдник (еду готовили только служащие), случилось маленькое чудо. Тоскливо оглядывая сокурсников, обратил внимание, что не все сидят со скрещенными ногами, многие сидят на пятках. Быстро пересев, обнаружил, что так сидеть гораздо приятнее, колени болели меньше, низ спины перестал беспокоить. Медитация пошла веселее, и мысли были под стать такие же весело-радостные.
Сначала ты концентрируешься, и через время появляется мысль, и ею увлекаешься, потом понимаешь, что что-то не так и возвращаешься опять к концентрации и т. д. И так раз за разом. Среди мыслей была и такая: «Ох, сколько людей в своей жизни не отблагодарил, скольким не сказал спасибо».
Флорида несмотря на преклонный возраст и субтильное телосложение, благосклонно встречала и очень добросовестно отвечала на вопросы и решала проблемы медитирующих. У кого-то болят ноги, кто-то вылетает из тела, кто-то вспоминает детство золотое и деревянные игрушки. И к каждому надо найти свой подход.
Между тем радость нарастала с каждой минутой. В перерывах между медитациями, бегал к Флоринде со щенячьей радостью и глупыми вопросами и распускал слюни от переполнявшего меня счастья.
Вечерами включали магнитофон и женский голос переводил байки шифу Горенки (он, видимо, русский еще не выучил). Часа два рассказывал он всякие истории из своей жизни, какие-то притчи из древних текстов, которые после дня медитации оседали в глубинах бессознательного. Метафоротерапия коллективная. После историй верховный шифу запевал о чем-то на не совсем английском, вернее, на совсем не английском. Из слов ничего, кроме священного звука ом разобрать было нельзя, перевод не включали. Но общая тональность навевала мысль о бурлаках и Волге или колониальном владычестве Британии в степях и дебрях Индостана. Ах, как прав был Махатма Ганди, что дал коллективным индейским не деянием Британской империи по самые донельзя.
» ….Первым уроком для меня стало, когда в одной из моих статей было упомянуто — просто упомянуто — имя Ганди. И получил от местных индейцев шесть дюжин писем, в которых говорилось, что мне еще многое предстоит узнать в жизни, прежде чем получить моральное право хотя бы упоминать светлое имя Ганди или, скажем, мыть его ноги.»
Ночами спалось плохо. Обилие людей в комнате, с закрытыми форточками, кто-то храпит, кто-то сопит. Один экземпляр повадился мяукать перед тем как заснуть.
Ситуация еще та: лежишь себе то ли спишь, то ли медитируешь и вдруг: «Мяу!», этакое протяжно-тягучее, как- будто кота тянут за х… (хвост, конечно). Мы с соседом хохотали минут пятнадцать и уже на следующий день спали тихо без всяких звуков дикой природы.
После обеда отдыхали, было свободное от медитации время для лучшего переваривания пищи. В основном спали или лежали, разгружали спину и ноги, в тишине это получалось неплохо. Только на кровати напротив один продвинутый сосед (назовем его, предположим, мистер Уй) занимался душеспасительным делом. Он вращал в руках китайские шарики и таким нехитрым способом набирал космическую энергию и затасовывал ее себе… Не буду врать куда, ну просто не знаю. Из окна солнышко, тепло, светло и мухи не кусают, и в тишине равномерно позвякивают шары. Дивные звуки! Терпение, терпение и еще раз терпение — это правильный подход, если твой ближний выполняет какую- нибудь высокую практику.
Где-то с дня четвертого стал расслабляться, суставы хрустели и было без разницы сколько и как сидеть, а занять и удержать вертикально-ровное положение было достаточно легко. Стал чувствовать даже те мышцы, о существовании которых не подозревал, и смог шевелить ушами. После окончании медитации, когда народ вставал, хруст суставов слышался со всех сторон. Очень хотелось двигаться и тянуться во всех возможных направлениях и плоскостях.
И где-то в это же время Флоринда с верховным шефу Горенкой или верховному шефу Горенка с Флориндой (где ян, там и инь, где нитка, за ней и иголка) дали посвящение в медитацию випассану. Необходимо было мысленно сканировать все тело, причем концентрироваться надо было на более тонких ощущениях типа щекотки, покалывания или ощущения «мурашек» (парастезия по-психиатрически ).
«Каждая эмоция , достигая своего пика, переходит в свою противоположность,»- неслись неторопливые поучения по вечерам из магнитофона. И это была правда.
Всякие мелкие хи-хи, о которых вспоминал первые дни, переросли в ощущение космической радости, аккурат, в середине пятого дня. Перед обедом, как только очередная двухчасовка была закончена, резво вскочил и побежал к Флоринде сообщить, как здорово все устроено во вселенной и ее окрестностях. Но ее сидение было пусто. Маятник эмоций медленно, но уверенно, строго по закону тов. Будды, катился в противоположную от радости сторону.
Пошел на прием к Флоринде с сильным желанием найти предлог, чтобы закосить практику. Но немку не проведешь. » Иди, хлопче, и медитируй.» Вот и весь сказ.
На шестой день мне пришла здравая (возможно) мысль, что шифу напевами продуцирует у медитирующих свое состояние осознанности, а заодно хочет украсть мою бессмертную душу, при условии если не выдержу и засну во время медитации.
» Врешь, не возьмешь!»
Состояние было таково, что спать хотелось и в положении сидя, и уже было без разницы, есть ли боль в ногах или нет. Пришлось принять спец. меры. В зал для медитации пришел в куртке, набросил капюшон на лицо, уселся на задницу, колени прижал к груди, открыл глаза и время от времени ерзал и мелко подпрыгивал, всячески старался принять максимально неудобное положение тела.
В зале стояла обволакивающая тишина, казалось, время остановилось на тихом часе и все заснули. Только барсук не спит, уши свои он повесил на сук, вот и не спит барсук. И все равно не выдержал, сплоховал и на какую-то секунду провалился в темный омут сна. С досады хотелось ругаться всеми известными словами, на которые так богат русский язык, особенно, когда из динамиков раздавались чудо напевы.
Ночью спал опять плохо. Заснул как и во время медитации на доля секунды. Проснулся от волны спазма и расслабления прошедшего по всему телу, хрустнули суставы по всему телу.
Под вечер следующего дня, вспомнил Шапокляк. » Кто людям помогает, тот тратит время зря «. А заодно всплыли в памяти свои грешки и шалости. У каждого в шкафу есть свой скелет. Как точно, как метко. Расплакался прямо в зале для медитации. Как только двухчасовка закончилась, выбежал из зала и прямиком к ближайшим кустам плакать навзрыд.
Добрый самаритянин, из числа медитирующих курсантов, обратил внимание менеджера Айвена, что, мол, кому-то хреново, музыкальная композиция из звуков подтягивания соплей и шмыганье носом отвлекают от випассаны, да и благородная тишина курса нарушается.
» Тебе плохо? Может чем-нибудь помочь?»- спросил заботливый Айвен. Очень захотелось послать его куда подальше и, реализовав эту нехитрую мысль, продолжил подвывать в гордом одиночестве.
-Мой отец, сэр, и ваш дед, Айвен Белью, одним ударом кулака, убил человека, когда ему было шестьдесят девять лет.
— Кому было шестьдесят девять лет? Убитому?
Дело было к вечеру (или даже ближе к ночи), делать было нечего, одевши куртку пошел искать демона Мару со товарищи, для богатырского поединку. Пошаривши по окрестностям никого не нашел (попрятались, заразы), лишь Айвен в задумчивости бродил около проплаканных кустов. Увидев ночного шатуна, он резво шмыгнул в зал для медитации, где, несмотря на ночной час, горел свет. Осознанность и еще раз осознанность и желательно круглые сутки.
Из магнитофона учили, что всякое действие надо разделять на более простые, на практике это сводилась к терпению и принятию ситуации. Сиди да медитируй, вот и вся недолга.
» Нам бы день отстоять, да ночь продержаться «- до окончания курса оставалось четыре дня.
В эту ночь спал уже минут пятнадцать, как мне показалось. Проснулся раньше утреннего сигнала на построение, сложил ноги по — турецки и давай наворачивать випассану среди спящих сокурсников. Кто-то храпит, кто-то сопит, а нам все равно.
Ближе к четырем часам утра пришел, как обычно, будить менеджер. Быстро одевшись, побежал продолжать медитацию. В зал вошел в обуви (обувь и верхнюю одежду всегда снимали перед входом под навесом), подошел к магнитофону и включил его. Собственно, а зачем это сделал, сам не понял.
Позже этот вопрос задавала мне Флоринда, ничего внятного не смог ей ответить.
Народ потянулся в зал опять медитировать, а мне принесли успокоительный травяной чай, предлагали таблетки от нервов, от которых отказался. После чая стал наматывать круги по мужской части огороженной зоны. после дней сидения, это была приятная разминка, да и погода на дворе стояла пречудная.
Вдруг из жилого домика, вышел один из служащих и подошел ко мне: » Привет, меня зовут Киянин.» И далее, он рассказал печальную историю о том, что у них, служащих, проблемы с электрочайниками, ломаются, заразы, и, ежели есть такое желание, то можно совершить душеспасительное дело, попробовать их починить.
Слово заслово разговорились, раззнакомились (или наоборот ). Да , скорее разговорились , причем, Киянин все больше молчал, сдерживал смех (его, ну просто, разбирало от смеха во время всего разговора). Когда ему надоедало слушать мои бредни, он рассказывал всякие истории из своей жизни, из своего опыта прохождения курсов випассаны, так он утверждал, что моя точка сборки сильно сдвинулась, но где она эта самая точка и как ее задвинуть обратно, ничего путного не насоветовал.
Снова прозвенел гонг, и народ потянулся из медзала к завтраку. От взглядов, направленных в мою сторону, у меня внезапно закружилась голова и стало тошнить. Пришлось натянуть спортивную куртку на голову (спрятаться) и пригнуться, отвести глаза от чужих очей. Пригнувшись под веревкой, вышел из огороженной зоны подальше от людей. Верный Киянин следовал за мной.
Из рассказов Киянина: » Было и у меня похожее состояние. Как-то принял дозу ЛСД, сижу себе дома и вдруг нахлынул на меня страх. Выдержать было трудно. Что делать? Вопрос как в известном романе. Руки в ноги и бегом на дискотеку, чтоб народу значить по больше. Резон простой, где люди, там безопасно. Точка сборки, ятить ее в ….. мать, сдвинулась. Ну, да вся эта ЛСД в прошлом — посидел, помедитировал и бросил.
И уже несколько раз служащим на курсы хаживаю. Служащие работают больше, но достигают того же состояния, что и медитирующие. Эффект резонанса.
А Флоринду ты огорчил. Уважает она верховного шифу шибко, а ты к магнитофону полез. Мантры (как и молитва ) — это выражение и продуцирование опыта из мира горнего, ее когда попало включать нельзя, только в контексте всего ритуала випассаны.»
С Киянином вышел спор. На мое утверждение, что у одной из женщин тоже крыша подтекла ( из женской половины зоны очень сильно жег чей-то взгляд ) он отвечал хохотом да ухмылками, мол оставь, блажь все эти твои бредни, вертай поскорей свою точку сборки на место да иди в зал медитируй и все пройдет и будешь как новенький.
Мне принесли новую порцию успокоительно — слабительного чаю (пурген со снотворным — удивительный эффект ), его принес менеджер Айвен.
Молодой Айвен, в отличие от Киянина, был молчалив и сосредоточенно — медитативен, все больше слушал. К моему удивлению он подтвердил, что у одной из женщин есть сходная со мной проблема. И уже вместе с ним мы пошли на прием к Флоринде.
Слегка вразвалку, с легкой от бедра походкой вошел в зал и сел в пол оборота пом. шифу. И вдруг какая-то сила развернула меня на 45 градусов к ней лицом и руки сами собой сложились ладонями друг к другу в молитвенный жест намастэ. С легкой ехидной улыбкой Флоринда давала указание: » Тебе нужно хорошенько поспать, а до этого хорошенько поесть и лучше бы мясца , да нет его под рукой , да и верховный шифу запрещает.» Спорить было бесполезно , спать равно как и есть не хотелось. Похлебав постный супец ( Эх, Шарапов, сейчас бы супчика, да с потрошками. Шарапов, а ты хочешь супчика с потрошками?), побрел пытаться спать на свое койко-место.
В спальной комнате было тихо, народ после обеда медитировал над съеденным, только шарики мистера Уя мелодично и призывно звенели в его правой руке. Наши глаза встретились и в тот же миг моя правя рука онемела и повисла плетью. То- есть, рука есть и даже слегка двигается, но поднять руку или напрячь бицепс было невозможно, и лишь пальцы вращали невидимые шарики. Пришлось заложить Уя с его шарами и высоко — энергетической практикой служителям, шары Ую разрешили оставить при себе ( вещь все же ценная и нужная ), но порекомендовали не шалить с ними пока не закончиться курс випассаны. Прости меня высокоуважаемый мистер Уй!
Время двигалось вперед, перерыв закончился, ударил гонг и народ потянулся на обязаловку, и в комнате кроме мня никого не осталось. Сон не шел , крутился с боку, то на одном полежу , то на другом, на высоком на боку ( или берегу ) на крутом. В голове засел коан: «На какой вопрос нет ответа? »
» Потом стало хуже, намного хуже. Об этом, однако, Пиркс не мог впоследствии ни рассказать, ни даже вспомнить отчетливо и подробно, для таких переживаний еще не найдены слова.»
Сердце колотилось как бешенное, явно ударов за 100, мысли приходили и уходили с невиданной скоростью, мочевой пузырь наполнился до краев и чтобы не отвлекаться на мелочи, вспомнил детство золотое опорожнился прямо в кровать. Ощущения и переживания с каждой минутой нарастали, и вдруг мой язык завибрировал и стал вытягиваться в струнку, казалось, что он живет своей собственной жизнью и, коснувшись неба где-то глубоко внутри глотки, стал опадать как ….. после оргазма. С криком «Эврика» и в чем мать родила, как пробка из бутылки игристого, выбежал из спальни на залитые солнцем просторы. Бежать по весенней траве было легко и приятно и даже то, что мешает плохому танцору, никак не стесняло движения, ибо они были глубоко подтянуты в мошонку.
Немая сцена длилась недолго, подбежали Айвен с Киянином, отвели меня в душ и принесли мою одежду и обувь. Подошла Фло : «Твоя випассана закончена.» И далее продолжила для менеджеров: » Объявите, что одному из курсантов стало плохо.» Девчата-служащие напоили чаем с печеньем и предложили остаться послужить до окончания десятидневки, но после «прикольной» пробежки хотелась уехать.
«Четверо смелых» повезли меня в славный город Мосыкэ. По пути ходили со мной в аптеку, надо было купить другу лекарство, не имеющее аналогов в Мекленбурге. Очень трудно было вести расчеты в местной валюте, а не в привычных зубро-зайчиках с родным трезубцем. Продавцы смотрели удивленно и насторожено одновременно.
«Четверо смелых» люди большого благородства привезли меня в штаб квартиру випассаны и сдали с рук в руки двоим-из-ларца-одинаковым-с-лица, дали успокоительную таблетку ( то ли димедрол, то ли дибазол ) и, пожелав спокойной ночи, тронулись в обратный путь.
Да будет милость Будды и его сотоварищей со всеми Вами!
Один-из-ларца : » Тебе надо бы хорошего психолога, а потом можно и опять на випассану , но лучше к Йорику, он построже Флоринды будет, та все же либерал в вопросах внешней политики. Ну, а потом можно и служащим.»
Второй-из-ларца нянчился со мной полдня, помог купить билет в родной Мекленбург, сводил в индийский ресторан, показывал красоты древней столицы, привел меня к самому поезду и дал чудо-успокоительную таблетку.
Низкий вам поклон добрые самаритяне!
В дороге начались глюки, казалось, что служители медитации ходят по вагону, то бабуля соседка вдруг превратилась в Флоринду. От всего пережитого (или от любви ко всем людям доброй воли) волосы взлетали и становились дыбом. Состояние особой легкости, не то ты думаешь мысль, не то мысль думает тебя.
С поезда меня снимала уже милиция, а санитарная бригада доставила в мекленбургский дурдом со всеми удобствами. В отделении длинный коридор, посередине большой холл с настольным теннисом, бильярдом, рядом отдельная комната -курилка для желающих заняться «черным цигуном», комнаты без дверей, железные койки, привинченные к полу, на входе в палату смотрящий санитар (служитель такой ), наблюдает, чтоб с подопечными был полный порядок.. Спите, жители славного города Багдада. В Багдаде все спокойно.» Пару раз в день ходишь к доброму доктору на беседу, в перерывах уколы аминазину ( расслабительные и для мозгов и для тела ), а в остальном лежи отдыхай да смотри с интересом в стену.
Через четыре дня выписался из дурдома, работа не ждет, нужно кормить семью.
Вот такая приключилась.
На деревянной лошади и задом наперед
Я во весь опор проскачу сквозь пустоту.
Захочешь ли поймать мои следы?
Ха! Поймай-ка бурю сетью.
Кукоку
Эпилог (или где-то через год)
(Свою книгу мастер каратэ Гоген Ямагучи посвятил окинавцам, покинувшимОкинаву)
Всем тем, кто покинул курс випассаны раньше срока, и так и не узнал, что такое мета.
Воскресенье …….. апреля 2008 года было действительно светлым и ясным, как и обещали прозорливые синоптики. Погоды стояли пречудные, травка зеленела, солнышко блестело, и ласточки гавкали что-то прекрасное, выписывая фигуры их, ласточкиного, высшего пилотажа в голубом, чистом, без единого облачка, небе. Стоя у окна, все это можно было лицезреть и наслаждаться, если бы не комментарии другана Димона, летевшие мне в спину.
Собирались, вообще-то потренироваться косточки размять, размахнись рука, развернись плечо. …. Дык, угораздило меня обмолвиться, что, мол, написал что-то про випассану, и взыграло у Димыча любопытство. Как же, как же, ведь он отсидел не один курс медитации, да служащим поработал раз надцать, да и вообще, он заведует отделением острых состояний в лечебнице сопредельной Мекленбурга области и знает все о психологии и психах, и вдруг некто малограмотный туда же со свиным рылом в его чистые ряды.
Усевшись на стуле и похлебывая пуэр с молоком и специями, Димон был беспощаден к написанному, как истинный ариец.
— Ну, что? Что ты пишешь? Это же нонсенс, сплошная ошибка?
— Твои рассказы как на курсе ты вышел из зоны медитации. Да только за это тебя должны были сразу указать на дверь. Лично верховный шифу приказывал всех нарушителей кодекса дисциплины гнать поганой метлой. Мол, янки гоу хом.
— А четыре служащих его увозили на машине. Да знаешь ли ты, что служащим пукнуть некогда. А тут какого-то балбеса нарушившего всех и вся вывозить куда-то и это прогулка длиться часа 4-5.
— А таблетки, которые они тебе дали. Наоборот, на випассане можно излечиться от зависимости. А ему дают что-то, на мил человек успокаивайся.
— Да в таком состоянии как у тебя было, человек не может сосредоточиться на реальной жизни и лечить его нужно не четыре дня, а недельки, эдак, 3-4 интенсивной терапии с последующей диспансеризацией.
— Да вся твоя история, это лишь твоя версия событий. Вспомни «Расемона». Расскажи кто из свидетелей свою версию, получиться совсем другая песня. Да и о том, как ты вспомнил детство золотое, ничегошеньки не написано. А знаешь, как много вашего брата — дурачка на випассане уссыкается, ну, просто толпами. Как говаривал Далай-лама, людям запада неплохо бы перед медитациями к психологу походить, мозги почистить, а уже потом милости просим.
— Ну а в больнице ты где в отделении курилку видел, да еще и с бильярдным столом? Да на содержание одного больного у нас в сутки выделяется около 2 долларов.
— Сплошные ошибки. Не смешите мои подковы и тапочки.
Наконец замолчав, допив сытный чай, Димон слегка подобрел и довольным голосом под итожил.
— Да история почти правдивая, нет слов, почти по Бендлеру, внутри и вне помойного ведра. Так вот, писятель.
Эпилог 2
На глупый вопрос — глупый ответ,
На умный вопрос- вумный ответ,
Встретишь Будду — руби ему голову,
Но что рубить, если голова пуста?
Пингбэк: Yes, maaan! Или самый полезный фильм, посмотренный мною за последний год [Within: блог samlowry]
Случайно сюда попала. Хорошо знаю и курсы Випассаны, и Фло. Вся ваша история — желание самовыразиться и выпендриться, что естественно для молодого и недостаточно развитого:)) индивида. Развивайтесь, авось поумнеете.
Пингбэк: Зачем ехать на Север? by Thai Suay
Сегодня венулся с 10ти дневного курса проходившего во владимирской области — дер. Репники. Samlowry, спасибо за приглашение. Пока не собрался с мыслями, но скажу, первое что всплывает — это то, что в первый же день поймал себя на том, что начал разговаривать с пробегающей мимо кошкой во преки установленному благородному молчанию. А еще одного студента гдето на 6ой день начело на хихи пробивать на медитациях — дальше хуже , чувак вышел за границы территории и начал распевать Кипелова, потом простоял весь обед на снегу голыми ступнями…….короче с нами он в последний день не уезжал.
для ДАНЫ-ты права
те кто ничего незнает о Боге и чья жизнь вращается исключительно вокруг них одних думают что найдут себя утверждая в в борьбе смиром свои желания и аппетиты они пытаются стать реальностью навязывая себя другим урывая свой кусок и всячески подчеркивая что другие менее важны
Человек отделенный от других не личность -а индивид.
Томас Мертон написал и еще далее по тексту очень интересное замечание , которое мне понравилось , о «атомарном » состоянии. см . по тексту new seeds of contemplation.
Почти правдивая была задумана как желание проконсультироваться и разьяснить некоторые свои моменты.
Что собственно и было сделано на страницах данного блога и прочих іншіх товаріщей.
Если походу дела мною были допущены грубости и неуважения к чужому пути, то возможно оень молодой и еще более неразвитый индивид просит прощения и супер-пупер темпами намыливается развиваться.
при случае передавайте Фло мой поклон
Чтобы понять дао не надо ходить со двора(Дао де цзин) Тем более чтобы рубить Будду. Если кто хочет быть обиженым — это его выбор)))
Пингбэк: Курсы медитации: выбирайте с умом! by Thai Suay
(«Ананда» Гималаи, Индия)И Будду не нужно рубить. И не обидят.
Какая только чушь! Никакой пользы ни для Духа, ни для тела, ни для души.
Психиатр: почему?