Если кому-то лень читать — в посте будет написано о том, что вещи раньше делали паршивые :)
Я был страстным любителем ретро-эстетики. Ностальгия влекла к вещам и явлениям уже цивилизованного (но ещё не чересчур) периода в жизни человечества — 3/4 XX века. Порой, после просмотра пачки фильмов, прочтения пожелтевших «Крокодилов» или сёрфинг-сейшна по соответствующим статьям в википедиях, я достигал крайней степени страдания по былым годам и хотел во что бы то ни стало перенестись в то время, исправить, так сказать, ошибку судьбы. Прозрение пришло ко мне только в последние годы.
В отличии от России, здесь, в Тайландах, отпечаток былых лет виден гораздо сильнее. Во-первых, люди здесь победнее, живут попроще и стараются сохранить и использовать старые вещи. Во-вторых, здесь не было 70 лет социализма, и желание людей самовыражаться не было подавлено, отчего тут есть огромная куча клубов любителей различных ретроартефактов. Т. е. люди берут, и используют в повседневной жизни какие-нибудь мотороллеры или военные мотоциклы из 40х годов (никто при этом не тыкает в них пальцем и не крутит у виска). Или, например, в выходные дни тут за бешеные деньги продают всякий хлам, от старой фототехники, до какой-нибудь стойки с паршивым японским телевизором и видаком времён перестройки.
В-общем, местами тут можно очень даже запросто почувствовать, что такое ретро. И знаете — соприкосновение с ним оставляет желать лучшего. Возьмём, например, классический скутер Vespa. Для тех, кто не в курсе — это, собственно, папа, мама, бабушка и дедушка всего, что связано со скутерами. Табуреточная посадка для женщин, складывания барахла и защиты ног; широкий металлический щиток для того, чтобы можно было ездить в обычной, бытовой одежде; полностью спрятанный двигатель для защиты его от грязи — всё это было придумано создателями Веспы. Именно удивительный дизайн от авиаинженера Де Асканио делает Веспу «той самой». Не правда ли, после прочтения этих строк, да просмотра какого-нибудь атмосферного фильма, типа «Римских каникул» сразу же возникает сильная симпатия к этому чудо-мотороллеру.
Но вот засада — поживёшь ты в городе, где на Vespa гоняет каждый пятый тинейджер, постоишь рядом с ней, нюхая ужасный выхлоп и слушая дребезжание двигателя а-ля «болт в консервной банке», попадёшь несколько раз в опасную ситуацию из-за того, что водители этого скутера ни поворотниками, ни зеркалами не пользуются за неимением оных — и вся симпатия к ретроскутерам пропадает напрочь.
Современные местные скутера рабтают надёжно, как автоматы Калашникова. Они сделаны, чтобы не думать о том, что они есть.
Или, например, дома. Хозяин одного из домов, которые мы снимали в Чиангмае, строит дома сам. Он, кстати, как и создатели Vespa, итальянец. Дома он строит в стиле Simple Life, т. е. просто и комфортно, так, «как делали раньше». Выглядит, конечно, это дело замечательно — завидуют все: кучи балкончиков, террасок, пруд вокруг дома. Однако пожив в нём, понимаешь, что уж лучше профессиональная строительная компания, которая соблюдает стандарты. И тогда розетки в доме будут на удобных местах. Помпа и водонагреватели будут стоять сразу. Электросеть будет разведена так, чтобы автоматы не вырубались от двух включенных душей. Фурнитура будет использована современная, так, что не надо будет договариваться о том, кому через какую дверь выходить на улицу, т. к. другая закрыта на задвижку изнутри. На террасах и балконах можно будет сидеть, т. к. в саду высажены правильные виды деревьев или сделаны навесы от солнца.
Из этого правила я знаю только очень редкие исключения. Например, made in USSR вещи из стали. Во всём мире сталь — это элитный материал. Если какой-нибудь перочинный ножик или ложка сделаны из стали — это обязательно будет отражено в рекламе, а то и вовсе выдавлено прямо на лезвии. Во время СССР у нас в стране был эдакий параллельный мир — рыночной экономики не было, цены устанавливались искусственные, сталелитейная промышленность была развита отлично. Поэтому мы и имели просто неубиваемые вещи, по которым у многих осталась ностальгия. В то же время, доходило до комического: даже там, где, казалось бы, стоило применить пластик, применялись металлы (а то и танковая броня — помните первый «Запорожец»?). Ведь пластик в СССР был паршивенький.
Правы те, кто говорил мне, что моё увлечение ретро — это ностальгия по искусственно созданному образу времени, в котором я никогда не жил. Так что теперь я отношусь к замечательным явлениям из прошлого как к сказке. Мы-то с вами живём в гораздо лучшем времени — в будущем! В XXI веке O_o
И тем не менее, какие бы замечательные автомобили не проезжали по нашим улицам, взгляд привлекает двадцать первая «Волга» и «Победа». Или какой-нибудь восстановленный горбатый «Запорожец».
Впрочем, естественно, это лишь следствие распространённости. Если бы в шестидесятых вдруг на дороге появился убогий «Рено Логан», ажиотаж был бы гарантирован )
А ещё радиоприёмники старые прикольные.
Сам я к ретро отношусь с некоторой псевдоностальгией, про которую ты писал в заметке, но себе приобретать ничего не хочу. Я вообще борюсь с вещизмом, у меня очень мало вещей и все эти вещи я без особого сожаления могу потерять.
Ну у меня вот тоже ну ничего нет старого. Хотя тянуло раньше иметь. Я только советский юмор люблю, купил пару лет назад 300+ номеров «Крокодила», до сих пор лежат в России, мне только штучек 5-10 довезли. Нравится бумажка жёлтая пахучая :)
О, напомнил про старые «Техники молодёжи», «Моделисты-конструторы», «Юные техники». Вечно благодарен советским коллективам этих журналов, они мне очень много дали.
Сейчас у тебя тут ностальгическая ветка комментариев появится ))
Какой-то опять же не совсем понятный пост — хозяин строит дома «под ретро», и розетки установлены неудобно — это же не проблемы ретро, а проблемы конкретного строителя.
Max Folder: это строение домов по-старинке, без учёта технологий. Это как Веспа без поворотников и зеркал — щас они обязаны там быть. Может, в России, в колхозе «Сельский путь» это проблема 1 строителя, а тут полно и старых деревянных домов (традиционные тиковые тайские дома на сваях), и просто новых домов, которые строят «как раньше» — в которых таких косяков полно. Т. е. проблема именно из-за того, что строят «как раньше». А не потому, что строитель пытается изобразить евро, а получается гОвно.
Тормоз: я, кстати, скачал и МК и ТМ полностью, они есть на torrents.ru Жаль, что щас они чёрти что представляют из себя, может, это проблемы восприятия, но вот ТМ точно «опростился».
А у меня сохранились ТМ от деда бумажные 60-хх годов. И ещё в библиотеках я читал остальные годы. Не знаю, 90-хх мне тоже было очень интересно читать, а потом как-то всё закрутилось, в библиотеки ходить перестал, на прилавках не вижу ТМ, поэтому не знаю, что сейчас из себя представляет этот журнал.
Место ТМ для меня заняла «Популярная механика».
У меня из самых старых — 66 года все номера. Нашли у друга на чердаке дома деда, там тонны журналов навалены, но я искал специально ТМы и подобные. Как отрыли — я чуть не прыгал до потолка. Кстати, по скачанному архиву я понял, что именно в 66 году журнал кардинально изменил облик. Например, именно в том году появились Бип-Бип, Любознайкин и кто-там-третий.
P. S. Кстати — есть мега-идея фигануть всё это в html-виде в инете :)
Понял. Т.е. они в принципе строят так, будто электричества и водопровода не существует, а потом уже в этот доисторический шалаш кое-как напихивают бесовские игрушки в виде лампочек и унитазов.
Но, с другой стороны, можно же строить «по старинке», но предварительно планировать?
Выкладывай в HTML, тебе будут благодарны тысячи людей. Как там с авторскими правами законодательно я не знаю, но по-человечески, за все эти журналы платили наши деды и родители — это общероссийское достояние.
Макс, когда именно так, как ты сказал, вплоть до того, что не строят, а покупают оригинальные столетние тиковые дома, _везут_ их в другое место.
Ну, конечно, не всё так запущено — дофига и современных и даже мегасовременных домов.
Тормоз: я уткнулся в то, что из формата djvu хрен что выдерешь сходу :) Причём, там есть даже текстовый слой (в ТМ), но просто формат экзотичные по-большому счёту.
Тема спорная. Уж очень утрировано подана продукция прошлых эпох. Ну скажем кто сейчас производит инструменты такого качества как раньше? Их можно найти только на блошиных рынках . Что касается домов , так это вообще тема больная. Мы живем в век высоких технологий и огромной армии дилетантов, котрые выдают себя за профессионалов. Жажда быстрой наживы убивает все. — качество, престиж, достоинство. Я уже не говорю об искусстве и литературе прошлого…….
Fayal: ты игнорируешь простую вещь: сейчас над технологией работает лучший. А дальше она используется везде. Использовать может и непрофессионал в этой технологии. Раньше всё завязано на мастера одного было. Мастеров больше/меньше не стало, зато появились способы spread the word.